Главная | Регистрация | Вход | RSSВторник, 20.11.2018, 14:37

Сайт учителя начальных классов Сидоренко Ольги Александровны

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [22]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 79
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Кризис взросления младшего школьника

Кризис взросления младшего школьника.

          Четвёртый класс- важная ступень в школьной жизни. Дети уже осознают себя старшими в начальной школе. Они, с одной стороны, испытывают чувство гордости за свой статус, с другой стороны- страх перед переходом в среднее звено. Мы, взрослые, не забываем им напоминать об этом лишний раз, когда необходимо указать ребёнку на его промахи, тем самым повышая уровень тревожности перед встречей с новыми условиями обучения, новыми учителями.

           Часто в этот период от родителей можно услышать такие слова: « Мой ребёнок становиться неуправляемым!», « Как трудно стало с ним общаться» и т.п. В чём же причины такого поведения? Виноват сам ребёнок? Или, быть может, на него оказывает влияние кто-то другой? А, может, виноваты сами родители? Причина кроется совсем не во внешних факторах. Просто ребёнок переходит к периоду кризиса в его развитии- кризису 12 лет (переход в подростковый возраст). 

             Этот кризис, как и все другие, характеризуется изменениями отношения ребёнка к окружающему миру, людям, а также скачком в физическом и психическом развитии. Меняется ведущая деятельность( та, что играет наибольшую роль в жизни ребёнка). Нельзя миновать этот кризис, т.к. без него невозможно дальнейшее развитие личности. Известный русский психолог Д.Б. Эльконин назвал кризисные периоды- «воротами» в следующий возраст.

              В период кризиса дети становятся раздражительными, плаксивыми, агрессивными, непослушными, грубыми. Но в то же время происходит обогащение психики ребёнка, его эмоций, приобретается жизненный опыт, расширяются возможности. Если во время кризиса взрослые будут давить на детей, но это приведёт к ещё более сильному сопротивлению. Активный, эмоциональный ребёнок станет агрессивнее, раздражительнее. Застенчивый ребёнок уйдёт в себя, замкнётся.

      Каковы же причины подросткового кризиса, в который вступают наши дети? Если в младшем школьном возрасте ребёнок ориентировался на оценку взрослых ( учителя, родителей), то теперь для него более значимой становится оценка сверстников. Это связано с тем, что мир взрослых перестал в его глазах быть идеальным. Ведущей деятельностью стала не учёба, а общение со сверстниками. Происходит осознание своей индивидуальности, неповторимости. Если в 1-2 классах малыш оценивал себя и одноклассников с позиции школьной отметки, то теперь он начинает понимать, что хорошие оценки- это не гарантия того, что тебя будут уважать, ценить, что ты будешь успешным в жизни.

         Дети начинают критически оценивать поведение взрослых и рассматривать мир с точки зрения того , как его можно изменить. Отношения в среде сверстников подростки строят по примеру взрослых. Внешними признаками этого, например, являются рукопожатия мальчиков, как у взрослых мужчин. Девочки начинают использовать косметику, ходить и одеваться как взрослые.

       У подростков оформляются взгляды на смысл жизни, на отношения между людьми. Учебная деятельность отходит в их сознании на задний план, поэтому возникают проблемы в учёбе. Мнение учителей перестаёт быть значимым для них.

       Ещё одно изменение в их мировосприятии- это открытие конечности их мировосприятия- это открытие конечности своего существования, осознание неизбежности смерти. Это открытие переносят чрезвычайно болезненно. Вопросы на ту тему взрослым нужно не игнорировать, а постараться помочь преодолеть стресс и принять это открытие.

       Нарастанию тревожности ребёнка способствует, кроме того, физиологические изменения в его организме, изменения потребностей: социальных, материальных, духовных.

       Подробнее рассмотрим психолого - педагогические особенности развития подростков. Во многом они определяются кардинальными изменениями в организме ребёнка, бурным процессом полового созревания. Особая роль принадлежит акселерации, т.е. ускорению физических и физиологических процессов.

У подростка все больше проявляется потребность в «взрослом» обращении. Возникновение чувства взрослости у школьника- одно из главных достижений этого возраста. Способствуют этому условия, требующие от ребёнка самостоятельности, помощи старшим, а так же уважительный тон обращения к нему со стороны окружающих людей.

     В чём проявляется стремление к взрослости? Дети становятся очень чувствительными к внешним формам обращения к себе , как к большим. Меняется манера ходить, одеваться, разговаривать. Подростки овладевают в общении со взрослыми многими полезными навыками и умениями. Однако в этом тяготении к взрослым немало противоречий, например, в отношениях со взрослыми. Родители и учителя часто обращаются к подростку, как к ребёнку, когда речь идёт о его правах, но взывают к его чувству взрослости, когда напоминают о его обязанностях, в то время, как он сам предпочёл бы обратную картину.

        Противоречия часто возникают между «можно» и « опасно». Многие родители и педагоги постоянно ставят задачи развития самостоятельности школьников, но одновременно не могут преодолеть в себе стремление ограничить эту самостоятельность.

        Общение детей в этом возрасте выходит далеко за рамки учёбы, становиться содержательнее, сложнее, многообразнее. Взаимоотношения со сверстниками для них обладает большей ценностью, чем с родителями. Основным содержанием общения становиться поиск взаимопонимания, взаимодействия. Всё это направлено на формирование идеала друга, исправление недостатков не только другого, но и самого себя. Идеалом отношений сверстников в этом возрасте является девиз – «всегда вместе, всё пополам». Отсюда требования: взаимная откровенность, сопереживание и умение хранить тайну. В общении дети начинают учитывать требования сверстников, ориентироваться на них. Даже разговоры «по пустякам» имеют огромное психологическое значение в познании мира человеческих отношений.

       Одна из самых главных, основополагающих потребностей раннего подросткового возраста – потребность самоутвердиться, занять достойное место в коллективе. Они очень болезненно реагируют на каждый факт, который вредит их престижу в глазах товарищей. Это необходимо учитывать как родителям, так и педагогам. Для самоутверждения подросток может выбрать одну из следующих ролей:

         «Умные» - дети, претендующие на признание своих интеллектуальных способностей. На эту роль претендуют не только отличники или хорошисты. Высоко котируется теперь не столько успеваемость, сколько сообразительность, начитанность, эрудиция. Школьники спокойно воспринимают упрёки учителей в том, что они «способные, но ленивые», однако не прощают даже намёка на «тупость», «неспособность». Особенно, в тех случаях, когда они произносятся публично.

          «Сильные, смелые, волевые» - ребята, утвердившие себя спортивными достижениями. Они отличаются от сверстников хорошим физическим развитием, превосходят их силой, волей. Авторитет спортсменов поддерживается мнением одноклассников и учителей о том, что они представляют и защищают честь класса. Статус «сильных» можно считать вполне благополучным. Но здесь есть и несколько подводных камней, о которых может разбиться это благополучие. Сильное увлечение « мужественными» видами спорта (бокс, борьба, штанга, дзюдо и пр.) может отрицательно сказаться на неокрепшем растущем организме детей.

           Ещё одна опасность заключается в том, что некоторые школьники используют своё физическое превосходство для грубого подчинения своих слабых сверстников. Сильное одностороннее увлечение спортом может погасить интерес к другим видам деятельности, отрицательно сказаться на учёбе. Поэтому родителям необходимо вести наблюдение за психологическим здоровьем ребёнка, корректировать его поведение в случае нежелательных изменений в развитии личности.

          «Активисты»- учащиеся, нашедшие себя в общественной деятельности. Это, как правило, хорошие ученики, уважаемые члены коллектива. Во внеклассной работе наиболее полно проявляются их качества лидера, умение вести за собой. Важно, чтобы это не стало самоцелью, чтобы ребёнок не создавал видимость деятельности, а действительно приносил пользу коллективу.

          «Талантливые»- подростки, самоутверждение которых идёт по пути развития каких-то творческих способностей. Это – мастера- «золотые руки», активные участники художественной самодеятельности, дискотек, члены технических кружков, школьных ансамблей, хоров, танцевальных групп. Их уважают в коллективе, к ним доброжелательны педагоги. Одна из наиболее благополучных групп подростков.

          «Увлечённые»- дети, которым свойственна тяга к хобби типа коллекционирования ( монет, марок, этикеток и т.п.), меломании (коллекционирования дисков, тяготения к современным модным течениям, ритмам и т.п.). Однако следует учитывать, что сильные увлечения могут настолько охватить школьника, что возникает угроза превращения их в своеобразную ведущую идею, подчиняющие все интересы и помыслы.

          « Надёжный друг, верный товарищ» - сверстники, главное достоинства которых заключается в умении дружить, быть верными товарищеским обязательствам, неписаному «кодексу чести». Эта группа школьников может не иметь заметных успехов в учёбе, в других видах деятельности. Но они пользуются симпатиями не только сверстников, но и педагогов, так как доброжелательны, уступчивы, дисциплинированы.

          Однако возможны и сомнительные роли. Например, роль «классного шута», местного острослова. С одной стороны, быть душой общества, остроумным человеком, уметь вызвать смех, поднять настроение окружающих – большой дар природы. Не каждому человеку он дан. Именно остроумные ребята всегда высоко котируются в своём ближайшем  окружении. Однако это нежелательный путь самоутверждения, который может создать ощущение какого-то успеха, но лишь временное, иллюзорное. После него обязательно наступает отрезвление. И всё-таки даже в этом стремлении хорошо видно хоть какое-то  позитивное начало. Цель благородна- добиться признания, уважения окружающих. Средства сомнительны. Это не вина, а беда таких школьников. Вина здесь учительская, родительская. Не сумели помочь, не подсказали вовремя.

        В процессе самоутверждения возможно и сочетание ролей. Главное, чтобы ребёнок нашёл место в своём коллективе, которое удовлетворяло бы его потребности в общении, чтобы он чувствовал ситуацию успеха.

         Можно выделить наиболее характерные способы компенсации состояний неудовлетворённости у подростков.

         Если у ребёнка возникают проблемы в самореализации, он ищет замещения в другом виде деятельности или в другом коллективе – там, где он приобрёл бы душевное равновесие. Ребёнок тянется к старшим по возрасту знакомым ребятам, ищет поддержки в дворовом коллективе сомнительной репутации . Там его, конечно, выслушают, «поймут» и примут. Но не обязательно это криминальная компания. Бывает ребёнок «находит себя» в спортивной секции, музыкальной или художественной школе, кружке, студии.

        Ещё один выход для ребёнка- это мысленное моделирование сложной жизненной ситуации, погружение в воображаемый мир. Нахождение нужного выхода возможно после мысленного, воображаемого проигрывания всех выходов из ситуации.

            Есть такая категория школьников – фантазёры. Они придумывают о своей семье и о себе разные небылицы, вызывая иронические улыбки сверстников, учителей. Их ложь вовсе не имеет корыстных целей: они не стремятся скрыть правду, избежать наказания. Эти фантазёры не обманщики, как часто считают окружающие. Они сами невольно верят в то, о чём говорят, удивляются недоверию окружающих, переживают и … снова выдумывают. Не стоит их «разоблачать». Со временем это состояние пройдёт. Дети выдумывают потому, что им неуютно в детском коллективе, среди родных и близких. Они ничем не могли доказать свои достоинства, проявить свои способности, у них не складывается ситуация успеха. Что же делать, как не воображать её? Просто им ничего не остаётся как создать свой собственный мир.

          Знание особенностей развития внутреннего мира детей в этом возрасте

позволит педагогам и родителям правильно оценить причины отклонений в их поведении.

           Ещё одна особенность этого возраста заключается в том, что, когда начинаются бурные процессы полового созревания, мальчики идевочки чрезвычайно внимательно относятся к тем внешним и внутренним изменениям, которые с ними происходят. Этот процесс не может быть пущен на самотёк, требует вдумчивого участия. Какие проблемы при этом возникают? Подростку необходимы образцы, стандарты поведения взрослых мужчин и женщин. Девочки имеют модели женского поведения в избытке. У мальчиков положение намного сложнее. С раннего детства они окружены женским влиянием в детском саду, школе, подчас растут в неполных семьях, где отсутствуют отцы. Женщин большинство в  среде тех, кто их лечит, учит , воспитывает. Поэтому особенно важна роль отца, а если его нет или, к сожалению, он не очень то достоин подражания, пусть в жизни мальчика принимает больше участия какой-то другой мужчина – дедушка, дядя, старший брат, тренер спортивной секции, учитель.

       Важная задача взрослых в работе с детьми этого возраста – создание ситуации успеха; формирование ценностных установок; предупреждения отклонений в поведении и нравственном развитии.

 

       Статья взята из книги «Родительские собрания. 4 класс»/авт.-сост.И.Ф.Яценко.-
Категория: Мои статьи | Добавил: olga (30.11.2013)
Просмотров: 1572 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2018
    Бесплатный хостинг uCoz