Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Отношения со сверстниками у подростков
Все исследователи психологии отрочества так или иначе сходятся в признании того огромного значения, которое имеет для подростков общение со сверстниками. Если в младшем школьном возрасте основой для объединения детей чаще всего является совместная деятельность, то у подростков, наоборот, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками.
Для подростка важно не просто быть вместе со сверстниками, но и, главное, занимать среди них удовлетворяющее его положение. Для некоторых это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других — быть признанным, любимым товарищем, для третьих — непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае оно является ведущим мотивом поведения детей в средних классах.
Как показывают исследования, именно неумение, невозможность добиться такого положения чаще всего является причиной недисциплинированности и правонарушений подростков.
Для иллюстрации возникающих у подростков трудностей общения со сверстниками воспользуемся примером, который приводит Е. Н. Новикова в своей работе (Новикова Е. В. Особенности общения и проявления школьной дезадаптации у младших школьников и подростков // Общение и формирование личности. — М., 1987.).
«Родители Маши обратились в консультацию в связи с тем, что девочка наотрез отказалась ходить в школу. Нежелание Маши ходить в школу появилось в середине учебного года в V классе и достигло апогея после весенних каникул. Учителя отмечали, что за последние полгода Маша стала очень тревожной, нервничала во время проведения контрольных работ, сбивалась при ответе, плакала, получив четверку; иногда вообще не могла ответить на поставленный вопрос.
В ее поведении с ребятами тоже произошли перемены: всегда спокойная, примерная девочка, она стала драться с мальчишками, кричать на одноклассников, грубить.
Родители не знали, как помочь девочке. Маша - единственная дочь немолодых родителей, научных сотрудников. Отношения с девочкой всегда строились на принципах уважения, взаимной честности, принципиальности. Маша очень любит родителей, гордится ими, хочет быть похожей на них.
Маша всегда училась прекрасно, была в этом отношении на голову выше остальных учеников, и всегда отличалась добросовестностью. Хотя дома Машу никогда не ругали за четверки или тройки, она сама очень огорчалась, если получала не «5».
Маша пользовалась авторитетом в классе, относилась к этому с удовлетворением. Однако, общаясь с одноклассниками, Маша всегда занимала позицию несколько «свысока», могла сделать замечание, но никогда не отказывала в помощи, когда ее просили. Правда, списывать не давала, а, помогая, еще и поучала. Учителя Машу ценили и уважали.
В V классе появился новый соученик — Гриша, которого ребята приняли с радостью. Гриша прекрасно учился и отличался добрым нравом. Он готов был выручить любого, давая списывать решенные им задачи, подсказывая на контрольных работах. В V классе вокруг Гриши образовалась сплоченная компания мальчиков; учительница, которая всегда благоволила им, всячески поддерживала эту компанию.
Мальчишки стали смеяться над Машей, ее авторитет в классе поколебался. Поначалу Маша хотела вернуть утрачиваемые ею позиции за счет успеваемости — она встала на путь «погони за отметкой». Это привело к возникновению повышенной тревожности, нервозности, неадекватных реакций в случае получения четверки. Спустя некоторое время Маша стала прибегать к новому для нее средству самоутверждения в классе—применять физическую силу и резкость в обращении со сверстниками, но это лишь ухудшило ее положение—от Маши отошли и бывшие подруги» .
Опираясь на работу А. М. Прихожан, Т. И. Юферевой (Прихожан А, М., Юферева Г. Я. Об аффекте неадекватности у учащихся 3-го и 5-го классов // Экспериментальные исследования по проблемам общей и педагогической психологии.— М., 1975.),Е. Н. Новикова пришла к выводу о том, что задача коррекции в данном случае должна сводиться к тому, чтобы сделать адекватным уровень притязаний Маши в сфере общения со сверстниками и найти новые способы удовлетворения потребности девочки в самоутверждении.
Для этого, в частности, необходимо было преодолеть противоречивую, плохо осознаваемую оценку девочки своего положения в классе, поскольку она, с одной стороны, сгущала краски, считая, что все от нее отвернулись, а с другой—видела себя классной «звездой».
Этот пример позволяет выявить важное обстоятельство: в основе снижения успеваемости, изменения поведения, возникновения отрицательных эмоциональных переживаний и т. п. часто лежит нарушение отношений подростка со сверстниками, которое, как правило, не осознается ни родителями, ни самим подростком.
Конечно, причины возможных нарушений в поведении подростка могут быть весьма различными, однако в первую очередь полезно проанализировать и «отработать» именно версию «общение со сверстниками»: какие отношения со сверстниками были у ребенка раньше, что изменилось, удовлетворяют ли его эти отношения, на что (какую роль) он претендует в коллективе сверстников и т. д.
Большинство взрослых, окружающих подростка, не имеют никакого представления об изменениях в мотивах его общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста, о смене связанных с этим общением переживаний.
Эти изменения предельно схематично можно представить следующим образом. Если в IV классе доминирующим мотивом общения со сверстниками является простое желание быть в их среде, вместе что-то делать, играть, то уже в V—VI классах на первое место выходит мотив занять определенное место в коллективе сверстников (вспомним приведенный выше пример с Машей).
В VII—VIII классах центральным становится стремление подростка к автономии в коллективе сверстников и поиск признания ценности собственной личности в глазах сверстников. Однако у многих подростков потребность «быть значимым в глазах сверстников» не получает удовлетворения, что приводит к тяжелым переживаниям.
Родители подростков все проблемы их общения со сверстниками списывают за счет недостатков тех детей, с которыми общается их сын или дочь. В то же время уже начиная с VI класса у подростков начинает интенсивно развиваться способность видеть причины своих конфликтов, затруднений или, напротив, успешности в общении со сверстниками в особенностях собственной личности.
Ни учителя, ни родители не видят также изменений в содержании общения со сверстниками на протяжении подросткового возраста.
Как показало исследование, содержание общения младших подростков сосредоточивается главным образом вокруг вопросов учения и поведения, а старших—вокруг вопросов личностного общения, развития индивидуальности. На этом фоне у семиклассников, а особенно у восьмиклассников возрастает критичность по отношению к собственным недостаткам, которые могут сказываться в общении с другими людьми. Подросток в этом возрасте нуждается в помощи взрослого, но взрослые мало чем могут ему помочь, так как не воспринимают его проблем.
Источник: http://www.delo.teolog.ru
|
Категория: Мои статьи | Добавил: olga (14.12.2013)
|
Просмотров: 734
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|